Правила толкования Библии

 Школа христианина    

Многие легкомысленно подходят к толкованию Библии. Цитаты из нее используют и философы, и гадатели, и целители, и учителя нравственности, и психологи, и атеисты. Дьявол подходил к Иисусу с Божьим Словом, лжеучителя также использовали Писание.

Если вы читаете Библию, еще не значит, что верно ее понимаете. Некоторые такие примеры мы уже рассматривали в статье «Невежество в познании Бога». Сегодня поговорим о правилах толкования Писания.

Если вы относитесь к тем, кто в этом месте начинает раздражаться и настойчиво повторять: «Зачем вы все усложняете? Читай, как написано!», то предлагаю вам переключиться на другой материал. А с теми, кто остался… поехали!

Правила толкования Писания

Нельзя толковать Библию напрямую. Каждая книга Библии кому-то адресована, написана в определенное время в определенной ситуации. И имеет цель и наставление согласно той ситуации и тех читателей, кому адресована. Павел писал Коринфянам, Тимофею, Титу, но не лично вам. Посмотрите на послания. Каждое из них начинается с обозначения адресата. Поэтому нужно вначале понять первоначальный смысл текста. Что имел в виду автор в то время и в той ситуации, а не то, что представляю себе я много веков спустя. И уже затем сделать толкование для своей жизни.

Подробно правила толкования выглядят так:

1. Кто автор конкретных слов, которые записаны/сказаны?
2. Кому написано/сказано, в каком состоянии находятся эти люди?
3. Когда написано, какова историческая подоплека, в какой ситуации находятся эти люди?
4. Что конкретно написал/сказал автор?
5. Что он имел в виду?
6. Цель написания: с какой целью/зачем автор это сказал/написал?
7. Что это значит сегодня, в наши дни?
8. Что это значит для меня?

Если сказать проще, то правило такое:
Открыть первоначальное значение —> Перевести его в современность.
Что сказано в то время —> Что это значит сегодня.

Правила толкования Библии

Практика

Первоначальное значение. Что сказано в то время?

Давайте разберем на примере, и станет понятнее.

Возьмем такие места Писания:
Приветствуйте друг друга поцелуем братской любви (1Петр.5:14а, РБО)
Приветствуйте всех братьев святым поцелуем (1Фес.5:26)
Приветствуйте друг друга братским поцелуем (Рим.16:16)
Приветствуйте друг друга святым поцелуем (2Кор.13:12)

Что будет, если мы прочтем, как написано, и применим эти слова напрямую? В современной культуре при распространении гомосексуализма такие поцелуи воспринимаются иначе.

Если мы просто скопируем поцелуй, не понимая его назначения, то вложим в него иной смысл. Будем думать, что поступаем по Писанию, хотя это будет не так.

Что это за святой поцелуй, которым верующих призывали приветствовать друг друга?

Обратим внимание, кто пишет эти слова, кому и в какой ситуации. Возьмем для этого Послание Коринфянам. Ап. Павел пишет Коринфянам, которые имели ссоры, разделения и пренебрежение друг другом.

Что этот текст значил для них тогда? Выражение семейных отношений. В обычае востока это была практика приветствия между родственниками (независимо от пола). Для христиан того времени это значило, что теперь они единый народ, в котором сломаны все человеческие перегородки: социальные, национальные, возрастные и половые даже. Это было основано на учении Н.З. о Церкви как едином Божьем народе, единой семье. Чтобы они помнили это и приветствовали друг друга, как родные. Этот пример был близок и понятен в то время.

Культурно исторический комментарий: «Поцелуи были обычным выражением любви между членами семьи и близкими друзьями, а также знаком почтения (напр.: Быт.33:4; 45:15; 1Цар.20:41). В последующие столетия в церкви это целование из-за злоупотреблений было ограничено поцелуями женщин с женщинами и мужчин с мужчинами, хотя первоначально такого ограничения не существовало».

Какую цель преследовал автор послания? Единство Божьих детей. Братское отношение друг ко другу.

Перевод в современность. Что это значит сегодня?

Мы одна семья. Не должно быть лицеприятия к братьям и сестрам, которые отличны от нас по социальному, культурному, образовательному или другому статусу. Мы должны учиться принимать друг друга как родных, выражая эту любовь различными приемлемыми сегодня способами. И это уже не древневосточный поцелуй.

Заметили, что мы «вытащили» и применили суть текста. Не потеряли ее. А ведь могли бы удовольствоваться формой. Просто целоваться, не вникая, что за этим стоит. Относиться к братьям и сестрам, как к родным людям, в ежедневной практике жизни, трудностях общения, при разных характерах и проблемных ситуациях гораздо сложнее, чем целоваться при встрече.

Поэтому финальный вопрос: что это значит для меня? К кому в церкви я не проявляю родственного отношения? Как вообще его следует проявлять? В чем оно должно выражаться, если я воспринимаю братьев и сестер как членов своей семьи? Одна фраза, а сколько практического смысла стоит за ней, если мы правильно подошли к вопросу толкования Писания.

Теперь прервемся и другой пример разберем в следующий раз.

Новая статья выйдет 9 февраля.

Чтобы не пропустить, подпишитесь на удобный вам канал, я обязательно буду давать анонсы туда.

 

Что можно сделать прямо сейчас?

Попробуйте потренироваться сами. Правила перед вами. Для понимания исторической ситуации вооружитесь толкованиями и комментариями. Помолитесь, чтобы Господь помогал вам. И в бой! Свои результаты можно дать на проверку пастору.

Это был тридцать шестой урок Школы христианина. Читать с самого начала >>>

 

Полезные рубрики

Если вы еще в них не заглядывали, то эти рубрики самое то, что может пригодиться при обучении в Школе христианина. Используйте их. Можете начать прямо сейчас.

Понимание Евангелия >>>

Словарь доброй совести >>>

Библейское покаяние >>>

 

***

Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:

Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники

или в любимом мессенджере:

ICQ  Telegram  Там-Там Viber WhatsApp

Еще по теме...