Название статьи дано по шаблону задачи: поставь запятую в нужном месте. Призывает ли Библия родителей к наказанию детей? Или нужно все время лишь договариваться? Думаю, вы знаете, что Сам Бог не всегда может договориться со Своими детьми и прибегает к дисциплинарным мерам в виде наказания. Почему же мы сегодня пришли к необходимости обсуждать: где поставить запятую в выражении «наказать нельзя договориться»?
Все чаще встречаю христиан, которые подхватили идею: детей не надо наказывать, с ними надо договариваться. Будьте осторожны, эта идея не новая, пришедшая из мира. Среди неверующих она популярна уже давно, христиане подхватывают мирские идеи, как правило, с опозданием лет на 10. По большому счету можно сказать, что это — ересь. Давайте коротко разберем.
Павел предупреждает Тимофея о людях последнего времени в церкви:
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тимофею 3:1-5)
Откуда эти люди в церкви? Кроме того, что это грешники, пришедшие из мира. Это еще и люди, которые не получили должного воспитания от своих родителей как верующих, так и неверующих. Их не наказывали и не воспитывали, теперь такие выросшие дети – проблема для церкви и наказание для своих родителей, которые пренебрегли Божьим словом, но увлеклись своими умствованиями.
Мы должны быть укоренены в Писании. Концепции «не наказывай, а договаривайся» по отношению к детям в Писании нет. Но что есть?
Повеления Писания
Библия говорит, что наказание – это проявление любви. Воспитываю с любовью = не наказываю – это небиблейский подход. Прочтем лишь некоторые тексты.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24)
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи 19:18)
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притчи 23:13-14)
«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17)
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15)
Проверьте, знаете ли вы Слово Божие? Занимаетесь ли его регулярным глубоким изучением под руководством квалифицированных пастырей? Наберите в поиске электронной Библии запрос «наказ*» и поразитесь обилию текстов!
Образ Бога как Отца
Мы — дети Божьи, окруженные Его любовью и заботой. Вы как дитя Божье никогда не испытываете Божье наказание? Он всегда с вами договаривается? Прочтем и здесь несколько текстов.
2Кор 6:18: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель»»
Рим 8:15-16: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии»
Псалтирь 118:75 Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12)
«Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Коринфянам 11:30-32)
«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евреям 12:4-13)
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откровение 3:19)
Проверьте, когда вы в последний раз серьезно и глубоко изучали характер и качества Бога?
Библейский подход к наказанию
На мой взгляд, самое адекватное объяснение, как применять наказание, можно найти в книгах Д.Добсона. В них много примеров и подробностей, которые помогут родителям понять практику применения наказания в соответствии со Словом Божьим.
В каком случае договариваться, а когда наказывать? Важно понимать эту границу, чтобы не быть жестокими, а наказывать ребенка, сохраняя уважение к личности. Какие виды наказания бывают, кроме физического? Ведь наказание — это не только розга. Как наказывать правильно, без унижения ребенка, без жестокости и без потери авторитета родителем. Из каких этапов состоит наказание? На чем оно базируется? В чем секрет эффективного наказания? Когда с наказанием нельзя медлить, а когда можно подождать? Эти и другие вопросы подробно, с примерами и диалогами изложены в книгах Д.Добсона.
Частые перекосы
Знание на основании Писания поможет родителям действовать разумно и с пользой. Когда родители не вникают в себя и в Писание, не занимаются воспитанием под Божьим руководством, начинаются уродливые перекосы.
Например, некоторые испытывают чувство вины, когда наказывают. Это странно, воспитание — их обязанность от Бога. Родители должны испытывать чувство вины, когда не наказывают, не исполняют Писание, а тут все наоборот. Надо разобраться, чем вызвано чувство вины. Возможно, родители неправильно практикуют наказание — действуют жестоко, унижают детей, а возможно просто не знают библейского подхода к воспитанию.
Наказание всегда базируется на прочном фундаменте любви и уважения, которое строится в общении с ребенком и наставлении. Если родитель этим не занимается, а лишь реагирует на плохое поведение наказанием, то чувство вины будет посещать его. Но это не значит, что нужно отменить наказание. Это значит, что нужно добавить созидательное общение с ребенком. Родительскому труду нужно учиться, он не имеет «интуитивно понятный интерфейс».
Есть родители, которые жалеют детей, плачут при наказании, оправдываются за то, что приходится наказывать, «сваливают вину» на Бога, Который повелел наказывать, и даже просят прощения. Как будто они сами в ловушке, не хотят наказывать, но приходится. Как будто они сами не имеют убежденности в правильности своих решений. Или никак не относятся к плохому поведению ребенка, а действуют как подневольные. Все это ведет к нарушению родительского авторитета. Дети не уважают таких родителей.
Воспитание не для малодушных
Можно сказать, что все эти перекосы и полный отказ от наказания чаще всего проистекают из родительского эгоизма. Родители любят и жалеют себя, не берут на себя должную ответственность. Поэтому отказываются от всего трудного и непонятного. Они изображают себя любящими и заботящимися о ребенке, а на самом деле лишь избегают трудностей. Родительский труд требует твердости и мужества. К этому Господь неоднократно призывает своих последователей на страницах Писания. Можно, конечно, строить из себя нежную личность, но только потом не надо сетовать на горькую судьбу на встречах группы «Мамы в молитвах». Пусть текст о людях последнего времени отрезвляет вас в минуты слабости. Прочтите его и подумайте: хотите ли вы, чтобы таким был ваш ребенок, когда вырастет? А если нет, то принимайтесь за воспитание по Слову Божьему, а не по-человеческим фантазиям.
Пусть те, кто предлагает отказ от наказания, вначале достоверно продемонстрируют плоды такого подхода — своих достойных детей, которые уже выросли до 36 лет и воспитывают следующее поколение. Их дети гораздо младше? Вы никак не сможете проверить достоверность их свидетельства, кроме улыбающихся фото в книге? Тогда лучше потратьте время и силы на изучение Писания. Надеюсь, в авторитете Слова Божьего вы не сомневаетесь.
***
Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:
или в любимом мессенджере: