Десятина и пожертвования — один из самых больных вопросов в церквях, потому что «в последние дни наступят тяжкие времена. Люди будут любить только себя и деньги» ( 2Тим.3:1-2, совр.пер., РБО). Даяние в Библии — тема частая и довольно подробная. Не увидеть ее и твердить, что Новый Завет ничего не говорит о десятине, может только каменное сердце.
Сколько приносили Господу ветхозаветные верующие? А в Новом Завете? Есть христиане, обращающие благодать в повод к распутству (Иуд.1:4). Они говорят: раз в Н.З. пришла благодать, значит, можно не давать десятину, не жертвовать и быть свободными от любых «ветхозаветных законов». Но благодать Нового Завета — это умножившаяся благодать, а значит и больший отклик верующих на нее. Мы стали народом особенным, ревностным к добрым делам (Тит.2:14), а не людьми ищущими повод уклониться от Божьих путей.
Тему десятины и пожертвований мы разбираем в курсе «Фундамент духовной жизни» на третьем году обучения. А здесь мне бы хотелось процитировать отрывок из книги жены служителя Барбары Хьюз «Упражнения благочестивой жены».
ДАЯНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Большинство христиан думают, что они должны отдавать Господу 10% от своих доходов, и что эти 10 процентов были ветхозаветным идеалом. Но десять процентов — это жалкое заблуждение. В Израиле существовало много обязательных пожертвований, которые в сумме давали гораздо большую цифру.
Господня десятина
Основная десятина, названная «десятиной Господней», шла на поддержку служения священника: «…десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины. И вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила… из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» (Числ. 18:26-29). Десятина (10 %) из всего урожая и животных отдавалась левитам. И в этом вопросе у евреев не было выбора. Всякий, не плативший её, обкрадывал Бога (Мал. 3 : 8 ).
Праздничная десятина
Помимо основных 10% существовала праздничная десятина. Когда Израиль завоевал землю обетованную, эта десятина (то есть ещё 10 %) приносилась для ежеrодного празднования (Втор.12:10-11, 17-18). В то время как целью Господней десятины было поддержание служения Господу, праздничная десятина предназначалась для организации религиозного празднования и взаимного общения в среде Божьего народа. Вместе эти десятины составляли уже существенную сумму — обязательные 20 % .
Десятина для бедных
Второзаконие 14:28-29 даёт повеление о третьей десятине на социальные нужды тех, кто не мог обеспечить себя сам. Эта десятина также составляла 10% , но она собиралась каждые три года, что составляет 3,3 % в год. Таким образом, общий показатель пожертвований израильтян был свыше 23% в год.
Далее в книге Левит 19:9-10 даётся ещё одно повеление, чтобы люди воздерживались от сбора урожая с края своих полей, а при собирании винограда оставляли часть для бедных.
Также время от времени собирались налоги, такие как оплата за материалы, используемые в храмовых приношениях (Неем.10:32-33). В чём же здесь суть? Исходя из этого, получается, что Божий народ должен был отдавать как минимум 25% своих доходов каждый год.
Даяние по благодати
В этом случае говорится не о требованиях, а о даяниях не по принуждению. Помимо тех обязательных 25 %, существовали приношения первых плодов, делающиеся из любви к Богу (Числ.18:11-13). Израильтяне приносили Господу начатки своего урожая или первородное от скота ещё до того, как заканчивали жатву. Они давали Господу лучшее, веря, что Он обеспечит их и в дальнейшем. Это было даяние по вере, и оно было совершенно добровольным.
Также существовали добровольные приношения, как, например, те, к которым призывал Бог, когда повелел Моисею построить скинию: « . . . от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне» (Исх. 25:2). Величина этого даяния не была указана, речь шла только о добровольном приношении от сердца. В этом случае люди откликнулись с таким рвением, что Моисею пришлось попросить их не приносить ничего больше (Исх. 36:2-7).
Как жена пастора я знакома с жалобами тех, кто скупится отдавать в церковь традиционные 10% от своего дохода. Для многих это является немыслимым: «Представьте, нужно отдавать такую невероятную сумму!» Но я уверена в том, что даяние, предписанное для ветхозаветного Израиля, может точно успокоить эти жалобы.
Даяние от сердца, переполненного Божьей благодатью, будь оно обязательным или добровольным, всегда являлось идеалом для Божьего народа — и до, и после пришествия Христа. Когда сердце переполнено благодатью даяния, значительная часть дохода идёт Богу.
ДАЯНИЕ по БЛАГОДАТИ в НОВОМ ЗАВЕТЕ
Павел высоко оценил пример неимущих македонян и их обильное даяние: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2Кор.8:1-2).
Благодать даяния не имеет ничего общего с благосостоянием. Она не диктуется способностью. Это готовность давать. Она исполнена радостного энтузиазма и умоляет о возможности дать больше.
Замечательная щедрость, которой славились македоняне, была, прежде всего, результатом их посвящения себя Богу: «они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (ст.5). Это просто: когда всё имеющееся у вас отдаётся Богу, даяние другим становится естественным движением вашей души.
Павел надеялся, что коринфяне последуют примеру македонян: «А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью» (ст.7).
Коринфяне были одарёнными людьми, но Павел знал, что, несмотря на все их хорошие качества, они не могут стать такими, какими могут и должны быть, пока не научатся благодати даяния. Он знал, что невозможно возрасти духовно без посвящённого даяния Господу. Бог может получить только наши деньги, но не сердца. Однако невозможно отдать Богу своё сердце, не посвятив Ему также и свои средства. Иисус сказал: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
***
Если вы зашли в тупик в своём духовном развитии, подумайте, не является ли возможным препятствием этому ваше неправильное понимание даяния. Даже если вы регулярно посещаете церковь, наслаждаетесь общением с другими верующими, регулярно читаете Библию и молитесь, проблема может заключаться в отсутствии даяния, а это значит, что Бог до сих пор не занял место в вашем сердце.
(Б.Хьюз. Упражнения благочестивой жены)
Курс «Фундамент духовной жизни»
По заказу «Библейской миссии» на основе материалов Школы христианина разработан четырехгодичный курс обучения (120 уроков) для членов евангельских церквей. Курс «Фундамент духовной жизни» рекомендован для изучения в малых группах.
Ознакомиться с курсом: посмотреть тематический план на 4 года обучения, прочитать несколько уроков, а затем заказать учебники для своей церкви можно на сайте «Библейской миссии»
***
Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:
или в любимом мессенджере: