Для христиан фраза: «вера — дар благодати Божьей» — хрестоматийная, причем настолько, что многие и не объяснят, что за ней стоит практически.
«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:4-7).
Все, что делает Бог в отношении людей, направлено на спасение от греха: его силы, влияния и последствий, самым страшным из которых является вечная смерть.
Это доктрина, а что происходит в практике жизни?
Сценарий из христианской практики
Мы соглашаемся со своим полным ничтожеством в то время, когда терпим крах безбожной жизни и обращаемся к Богу в покаянии. Господь вытаскивает нас из «глубокого рва и тинистого болота», прощает, усыновляет, восстанавливает нашу жизнь. И мы, обретя силы, снова сворачиваем на старые рельсы, пытаясь «отработать» свое спасение, заслужить благословение и достичь теперь уже христианских высот.
Нам трудно находиться в зависимости, оставаться должниками. Мы стремимся к самостоятельности, хотим контролировать свою жизнь, спасение, благословение. И постепенно можем уклоняться от Божьего пути, начиная уповать на свои силы и дела. В глубине души мы более уверены в спасении, когда «справляемся» с христианской жизнью: принадлежим к церкви, несем служение, имеем хорошую репутацию и так далее.
Так происходит от непонимания сути Евангелия и Божьей благодати, а также нашей испорченности грехом. По старой человеческой привычке мы стремимся к ясному пониманию жизни и способности управлять ее течением. Мы хотим понимать все происходящее и иметь силы и средства решать жизненные проблемы. Нам так спокойнее, мы не осознаем, что таким образом движемся к независимости от Бога.
По тем же причинам мы стремимся к знаниям и деньгам. Мы думаем, что в них сила. Когда все понятно или достаточно денег, мы спокойны. А Иисус говорит: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). Деньги отнимают духовную нищету, зависимость от Бога. Павел подобное говорит о знании: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор.1:27, 29). Знание надмевает, отнимает духовную нищету и зависимость от Бога. В итоге мы делаемся неспособны доверять Господу.
Состояние неизвестности и бессилия нам неприятно. Мы боимся одиночества, болезней, старости, безденежья. Беспомощность пугает, но состояние духовной нищеты названо блаженством, потому что только так мы способны довериться Богу.
Так происходит и в вопросе спасения. Нам спокойнее, когда мы имеем «христианские заслуги» и контролируем свое спасение, чем когда осознаем, что нам совершенно нечего предъявить Господу, кроме жертвы Христа.
Поэтому мы склонны забывать в практике жизни, что спасаемся верой по Божьей благодати. Мы превращаем эту фразу в теорию, а на практике живем по-другому.
Вера – дар благодати Божьей
Веру дает и сохраняет Бог.
«Этому человеку, которого вы видите и все хорошо знаете, вернуло здоровье Имя Иисуса. Это Иисус и вера, которую Он дает, исцелили его у вас на глазах» (Деян.3:16, совр.пер., РБО).
«Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:32). Обращение Петра после отречения – Божья благодать.
Мы уверовали не потому, что сами искали Бога и поверили, а потому что Он искал нас и предоставил возможность поверить. Бог обращался Духом Святым к нашим сердцам, убеждая откликнуться на Его призыв (Рим.2:4; Ин.15:16).
Что из этого следует?
Мы можем доверять Богу, потому что Любящий Отец первый заботится о нашей вере и взаимоотношениях. Наша ответственность — послушный отклик на Его обращение к сердцу в течение всей жизни.
Нам нечем хвалиться. Бог – наш Спаситель от начала и до конца. Мы никогда не станем достаточно хороши, чтобы не зависеть от Его благодати, потому что наказание за 1 грех – смерть. Как только Бог «отпустит руку», мы падем и погибнем. Невозможно ни заслужить, ни отработать спасение Божье.
Сама возможность уверовать однажды и верить в течение жизни – это дар Божьей благодати. Если бы Бог по Своей милости не решил нас спасти и открыться нам, вступить в общение с человеком, то никто не мог бы верить и быть спасенным. Бог избрал нас к спасению через Иисуса Христа прежде сотворения мира. Еще до грехопадения людей был готов план спасения. Мы должны ясно понимать: именно Бог является инициатором обращения к нам и совершителем спасения. Он начинает в нас это доброе дело и совершает до самого конца. А мы принимаем и отвечаем доверием и послушанием на Его обращение к нам.
После грехопадения человек потерял способность к естественному общению с Господом. Поэтому трудности и немощи необходимы для возвращения к зависимости от Бога и тренировки в вере. Только в таком состоянии мы готовы строить с Господом личные отношения, слушать и слышать Его глас, откликаться послушанием и укрепляться в вере.
Чтобы наш разговор не был бесплодным, молитвенно проверьте себя. И исправьте неверные сценарии своей жизни под Божьим руководством. Инициатор вашего спасения Бог привел вас сюда для изменений, а не пустого чтения.
Вопросы для самопроверки
- Верите ли вы, что спасаетесь верой совершенно даром, или все-таки стараетесь заслужить спасение?
- К чему вы стремитесь в христианской жизни: к самостоятельности и самодостаточности или немощи и зависимости от Бога?
- Представьте вымышленную ситуацию. Если прямо сейчас вы бы оказались перед входом в Царство Небесное и ожидали, впустят ли вас, о чем бы вы думали: о своих делах и заслугах или жертве Христа за ваши грехи?
- Бывает ли у вас «реакция старшего брата» (Лк.15:25-32), когда вы видите, что у новообращенных жизнь складывается хорошо, а у вас — нет? Вам бывает обидно, что Бог как будто оставил ваши заслуги без внимания?
Это был отрывок из урока курса «Фундамент духовной жизни» (2 год обучения, раздел Вера). Хотите хорошо знать основы христианства и заложить прочный фундамент своей духовной жизни — пройдите полный курс обучения.
Курс «Фундамент духовной жизни»
По заказу «Библейской миссии» на основе материалов Школы христианина разработан четырехгодичный курс обучения (120 уроков) для членов евангельских церквей. Курс «Фундамент духовной жизни» рекомендован для изучения в малых группах.
Ознакомиться с курсом: посмотреть тематический план на 4 года обучения, прочитать несколько уроков, а затем заказать учебники для своей церкви можно на сайте «Библейской миссии»
***
Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:
или в любимом мессенджере: