Гнев — один из самых частых грехов, с которым борются христиане. Поэтому начнем без предисловий, с определения.
Гнев – гнев, ярость, негодование, злость, раздражение.
В В.З. используются несколько слов, описывающих гнев. Самое частотное использование гнева относится к Божьему негодованию и реакции на грех людей.
Гнев человеческий – это нейтральная реакция вообще на что-либо. Она может мотивироваться ревностью о праведности и негодованием ко злу (праведный гнев). А может мотивироваться поиском своего, недостижением желаемого, эгоистическими мотивами и т.п. (неправедный гнев). Также даже в праведном гневе, грешный человек может поступать неправедно.
Тексты о гневе из Ветхого Завета
«Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Бытие 49:7).
«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Псалтирь 4:5).
«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Притчи 12:16).
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притчи 15:1).
«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Притчи 19:11).
«Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Притчи 19:19).
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи 22:24-25).
«Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит» (Притчи 29:22).
Прочтите самостоятельно: Пс.75:11, Пс.84:6, Пр. 11:23, 14:35, 16:14, 19:12, 21:14, 27:3-4, 29:11, Екл.7:9, 10:4.
Тексты Писания о Божьем гневе
«Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Псалтирь 2:11-12).
«Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость» (Псалтирь 29:5-6).
«Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Псалтирь 77:21-22).
«Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (Псалтирь 77:38-39).
Тексты о гневе из Нового Завета
В Новом Завете используется три термина и их производные.
Первый термин, оргэ
Говорит о гневе как о постоянном расположении ума. Это основное слово для обозначения Божьего гнева: Мтф.3:7, Лук.21:23, Ин.3:36, Рим.1:18, 2:5, 8, 3:5, 4:15, 9:22, 12:19, Еф.5:6, Кол.3:6, 1Фес.2:16, 5:9;
гнева Иисуса: Мк.3:5, Откр.6:16; и человеческого гнева: Еф.4:31, Кол.3:8, 1Тим.2:8, Иак.1:19-20.
Слово оргилос (гневливый) обозначает привычку или обычай. Закоренелый гнев.
«Это не внезапно вспыхивающий гнев, а постоянно подогреваемый человеком гнев. Взрыв гнева — крайне неприятная вещь, но такой закоренелый, умышленно подогреваемый гнев и того хуже» (Баркли).
«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» (Титу 1:7).
Слово оргидзо – гневить; гневаться, сердиться, свирепеть, приходить в ярость. Это временное возбуждение, порыв страсти:
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (От Матфея 5:22)
«Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его» (От Луки 15:25-28).
Второй термин тюмос
В основном используется для обозначения ярости, вспышки гнева, несдержанности. Это временное возбуждение, порыв страсти. «Гнев, вспыхивающий быстро и также быстро угасающий, как солома» (Баркли):
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси» (Галатам 5:19-20).
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков» (2 Коринфянам 12:20).
Прочтите самостоятельно о человеческом гневе: Лук.4:28, Деян.19:28, Еф.4:31 и Кол.3:8 (ярость);
И о Божьем: Рим.2:8, Откр.14:10, 19, 16:19 (ярость гнева).
Третий термин паронгисмос
Означает раздражение, негодование, гнев; употребляется, когда говорится о раздраженном, озлобленном состоянии, которое проявляется в свирепых взглядах, обидных словах, необдуманных поступках:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефесянам 4:26).
«Христианской жизни не чужд гнев, но он должен быть справедливый. Плохое настроение и раздражительность ничем не могут быть оправданы. Но без определенного гнева мир существенно обеднел бы. Мир многое потерял бы, если бы в нем не было гневных речей против крепостного права в России и работорговли в Америке, против плохих условий труда в девятнадцатом веке, от которых страдали мужчины, женщины, дети» (Баркли).
В христианских кругах распространяется ложное представление о том, что действовать во гневе неверно, особенно наказывать детей. Однако все Писания говорят, что праведный гнев присущ действиям Бога (см.Ис.63:3,5,6).
Такое понимание ошибочно и исходит из того, что люди путают гнев греховный (поспешный и обидчивый) с гневом праведным. Нет ничего страшного в проявлении гнева, так как гнев побуждает к действию. Гнев – мощная сила, которой Бог снабдил человека с целью побудить его к действиям, соответствующим библейскому учению. Чувства сами по себе являются побудительной силой. Вопрос заключается в том, используется ли эта сила для славы Божьей. (Д.Адамс)
Что делать, чтобы облечься в нового человека
- Брать пример с Христа, который был кроток и смирён сердцем.
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея 11:29-30). - Отвергать эгоизм и себялюбие.
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (От Матфея 16:24) - Быть добрым, сострадательным и прощать.
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:31-32). - Отложить неправедный гнев.
«А теперь вы отложи́те все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Колоссянам 3:8-10).
- Проявляя праведный гнев и негодуя на греховные проявления других людей – не согрешать (Еф.4:26). Направлять всю силу не на греховные реакции, а на спасение и исправление людей.
«И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (От Марка 3:5).
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофею 4:2).
«Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Титу 1:13-14)
Прочтите также самостоятельно: Мтф.23:13-39, Ин.2:15-17.
***
Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:
или в любимом мессенджере: