Христиане обычно наизусть знают библейское определение веры:
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
«Вера – это твердая убежденность в том, на что мы надеемся, и уверенность в реальности невидимого» (Евр.11:1, совр.пер., ББИ).
Но что это значит практически, в обычный будний день? Поразмышляем об этом.
Исходя из библейского определения, сделаем вывод: верующие люди посвящают жизнь тому, что невидимо. Они живут по Слову Невидимого Бога, потому что верят в Его реальность. С точки зрения человеческого разума это безумие.
«В Писании вера не ограничивается одним лишь интеллектуальным пониманием информации и даже ее принятием. Веровать означает довериться объекту веры до такой степени, что все свои действия сообразовывать с ним.
Свою веру в Иисуса Христа мы доказываем не красноречием и даже не присутствием определенных эмоций. Напротив, подлинность или фальшивость веры определяется степенью того, насколько Иисус влияет на наши действия и образ жизни.
Истинная вера предполагает элемент риска со стороны верующего, потому что он ставит на кон свою жизнь, полагаясь на утверждение, что Иисус есть «Христос, Сын Бога живого».
Апостол Павел писал, что если притязания Христа неверны, то истинный верующий несчастнее всех человеков, ведь всю свою жизнь он основывает на лжи.
Вот почему принять Христа — значит довериться Ему и положиться на Него до такой степени, чтобы временное и вечное благополучие поставить в зависимость от Его притязаний, а всю свою жизнь сообразовать с Его волей» (Пол Вошер).
«Человек, не исповедующий Христа с риском для жизни, здоровья, репутации, собственности и свободы, и всего, что ему дорого, не имеет веры» (Роберт Холдейн).
Суть веры
Вера – это общение с Богом, взаимоотношения с Ним. В Новом Завете под словом «вера» нередко понимается «учение» (Гал.1:23, Фил.1:27, 1Тим.5:12, 2Тим.2:18, 2Пет.1:1, Иуд.1:3), но при этом неверно думать, что вера – это исполнение предписаний Божьего Закона. Вера – это следование учению через или благодаря взаимоотношениям с Богом. Возвращение во взаимоотношения с Господом – суть спасения! Вера – это жизнь общения с Богом и Его Сыном.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин.1:3).
Без взаимоотношений с Богом невозможно быть верующим человеком. Христос начальник и совершитель веры (Евр.12:2). Мы не можем воспроизвести в себе веру без Него, своими силами. Не можем без Него понимать Писание, жить праведно и иметь силу Божью в жизни и служении.
«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп.3:7-11).
Павел говорит, что именно взаимоотношения со Христом совершенное средство для настоящей праведности. Только такая праведность превзойдет праведность книжников и фарисеев, потому что её источник в общении со Христом. Господь, пребывающий Духом в верующем, сделает из него праведного человека: чувствующего, мыслящего и поступающего свято.
«У вас есть люди, которые очень зазнались, они думают, что я к вам больше не приду. Но я приду, и очень скоро, если даст Господь, и выясню не то, каковы речи этих зазнаек, но какова их сила. Ведь Царство Бога не в слове, а в силе» (1Кор.4:18-21, совр.пер., РБО).
Божья власть и сила не в речах о Нем, а в том, поддерживает ли Сам Бог эти слова. Противники апостола использовали религиозный язык, но в их речах не было Божьей силы. Поэтому Павел имел дерзновение говорить, что испытает силу слов зазнаек. Плоды христианской жизни и служения происходят от Божьей силы, а не от нашей мудрости или красноречия. Эту силу мы получаем через отношения с Богом.
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2:4-5).
Как строятся отношения веры между Богом и христианином?
Вера – это отклик человека на инициативу Бога, на обращенный к сердцу Божий призыв. Бог обращается к человеку, человек отвечает. Что значит «Бог обращается к человеку»? Господь открывает христианину истины Писания в молитвенном общении, церковном обучении или проповеди. Бог открывает Свою волю через Библию, обстоятельства, мысли, через общение с другими верующими. Что значит «человек откликается»? Христианин слышит и понимает Божье наставление, обращенное к его сердцу, и исполняет послушно и от души. Слышать и отличать «глас Божий» от собственных желаний или других «голосов» мы учимся в ежедневной практике.
Без общения с Богом и понимания Его призыва невозможно верить. Так возникает самоуверенность и самоуправство. Мы не можем воспроизвести в себе веру своими силами, но можем и должны откликаться на Божье обращение к нам.
Через личные взаимоотношения с Богом мы получаем Божью силу и Его руководство в жизни. Без этих отношений и повиновения Господу мы не будем иметь уверенность в том, что действуем по воле Божьей.
Например, в жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда стоим на распутье и не можем определить, в какую сторону двигаться? Мы молимся и получаем от Бога ответ, как поступать. А потом ситуация изменяется, на нас давят обстоятельства, внутренние страхи, различные мнения других людей. Мы начинаем колебаться в своем решении: так ли я понял Божий ответ? Был ли это ответ от Бога? Помочь может только одно: знание гласа Господа и верность Ему. Иначе мы будем постоянно метаться из стороны в сторону, менять мнение, жить в сомнениях, сожалеть после того, как уже что-то сделали. Это не вера Божья, а человеческая изменчивость, основанная на собственном разуме и рассуждениях.
Дерзновение в вере
Способность быть верным Божьей воле и стоять твердо и мужественно до конца называется дерзновением в вере. Такое дерзновение вырабатывается ежедневным общением с Богом и послушанием Ему.
«Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (Пс.19:8-9).
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор.16:13).
Если Бог открывает мне Свою волю, и я понимаю Его, то в искушениях или изменившихся обстоятельствах разве я могу Ему изменить и не повиноваться? Сам Бог укрепляет меня и дает силы идти верно, потому что я постоянно пребываю в общении с Ним, пребываю в вере.
Проблема многих христиан в том, что в повседневных мелочах они сами принимают решения и не вырабатывают навык общения с Богом и послушания. А когда наступает момент важного жизненного решения, они хотят знать волю Бога, но не могут понять ее. Вера укрепляется и растёт от личной ежедневной практики. Бог дал Духа Святого, благодаря Которому мы можем пребывать в Нем, понимать Его и расти в вере. Это не только посильная задача для Божьих детей, но их прямая обязанность.
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор. 1:12-13).
«Плод же Духа: … вера» (Гал.5:22).
Вера – это ответ, реакция на Божье обращение к сердцу христианина. Это умение слушать Бога, терпеливо ждать Его ответа, а не мыслить и действовать самостоятельно, полагаясь на свой разум.
«Пренебрегать учителем и полагаться только на свои способности — значит ничему не научиться» (А.Камю). Почему бывает так, что христианин находился рядом с Господом и ничему не научился? Пренебрегал учителем и полагался только на свои способности!
Проверьте себя
Понаблюдайте за собой в ежедневной практике жизни, задавая себе вопросы:
Расту ли я в вере через ежедневное общение с Богом и послушание Ему?
Есть ли у меня дерзновение в вере?
Отличаю ли я дерзновение в вере от самоуправства?
Это был отрывок из урока курса «Фундамент духовной жизни» (2 год обучения, раздел Вера). Хотите хорошо знать основы христианства и заложить прочный фундамент своей духовной жизни — пройдите полный курс обучения.
Курс «Фундамент духовной жизни»
По заказу «Библейской миссии» на основе материалов Школы христианина разработан четырехгодичный курс обучения (120 уроков) для членов евангельских церквей. Курс «Фундамент духовной жизни» рекомендован для изучения в малых группах.
Ознакомиться с курсом: посмотреть тематический план на 4 года обучения, прочитать несколько уроков, а затем заказать учебники для своей церкви можно на сайте «Библейской миссии»
***
Не пропустите новые статьи. Подпишитесь на удобный вам канал в соцсетях:
или в любимом мессенджере: